Выставочный проект «В поисках истины». Графика Бориса Непомнящего. Великий Новгород. Из собрания музея. К 80-летию со дня рождения автора
Онлайн
+7 (8152) 45-63-10
info@artmmuseum.ru
Часы работы
Ср – Вс: 11:00 - 19:00
Пн – Вт: выходной
Кассы закрываются за
полчаса до окончания работы
музея
Купить билет
Мурманский областной художественный музей представляет графику из собрания музея в выставочном проекте «В поисках истины». Графика Бориса Непомнящего. Великий Новгород. Из собрания музея. К 80-летию со дня рождения автора.
Борис Львович Непомнящий - мастер художественной графики, офорта, народный художник Российской Федерации, заслуженный художник РСФСР, член Союза художников СССР, академик Российской академии художеств. Родился в Киеве в 1945 году. Окончил Одесское государственное художественное училище имени М. Б. Грекова, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной.
С 1971 года живет и работает в Великом Новгороде. В 1994-2005 годах был председателем правления Новгородской организации ВТОО «Союз художников России» и членом правления ВТОО «Союз художников России».
Мастерство Бориса Непомнящего восходит к лучшим образцам мирового искусства. Многие его офорты хранятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном Русском музее, в музее Российской Академии художеств, во многих других музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.
В сферу творческих интересов художника в разные периоды жизни входили экслибрисы, книжная сопроводительная графика к зарубежным сказкам, сборникам стихотворений Н.Н. Рубцова, иллюстрирование произведений Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя. Некоторое время автор работал в жанрах пейзажа, портрета, создавал образы русских писателей и своих современников.
Борис Львович работает в разных графических техниках, главной из которых является офорт. В работе он охотно применяет колористические эффекты, в том числе и в листах, выполненных сухой пастелью. Мастер оставляет приоритет за таким средством выразительности, как штрих, линия, а не пятно. Борис Непомнящий – мастер штриха, который пытливо вглядывается в окружающую жизнь, в людей, чутко и остро реагирует на актуальные проблемы. Его волнуют вопросы о мире, историческое прошлое России, наследие русской классической литературы, философии древнейших лучших мыслителей, а через них – и сложности самого человека. Автор обладает склонностью к созданию философских обобщений.
Особое место в творчестве Бориса Львовича занимает религиозная тематика, к которой мастер обратился в конце 70-х – начале 90-х годов XX века. Эти произведения раскрывают не только суть канонических текстов Нового и Ветхого Заветов, но и историю взаимоотношений людей и наций, поднимают вопросы о смысле жизни, вере и свободе. Они представляют страдание, как форму приобщения к высшему божественному миру или миру Истины.
В 1980-е годы в России происходит всплеск интереса к художественной литературе, и на это время приходится подъем искусства прикладной сопроводительной графики (exlibris). В работе над книжными знаками сформировался творческий метод Бориса Львовича Непомнящего, в основу которого легло ассоциативное начало. Художник выбирает метафоричность, гиперболизацию, граничащую с гротеском, символизм. Сплетая конкретику и вымысел, график преломляет временные рамки, смещает границы события в пространстве.
Способность к философским обобщениям позволило Борису Непомнящему вступить в диалог с Ф.М. Достоевским – одним из самых сложных писателей мировой литературы. В 1978 году он создал цикл станковых листов по мотивам романа «Братья Карамазовы». В этих офортах художник создал сложную метафорическую ткань, передав языком гравюры важные болевые мотивы романа: размышления героев о страданиях детей («слеза ребенка»), поэму о Великом инквизиторе.
Борис Львович также известен своими циклами иллюстраций к литературным произведениям. В экспозиции представлены иллюстрации к повести «Запискам сумасшедшего» Н.В. Гоголя, офорты из серии «Врата добродетели», а также произведения с библейскими сюжетами.
Впервые серия иллюстраций к повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» была показана в 1978 году, для этих произведений характерна конкретная взаимосвязь с текстом. Выбирая узловые моменты в повести, художник следует за развитием ее фабулы. Мотивы и сюжеты цикла иллюстраций к этой повести связаны с движением, не обязательно внешним. Мастера привлекают ситуации, позволяющие раскрыть внутреннее развитие человеческих желаний, душевных переживаний.
Во второй половине XX века Борис Непомнящий обращается к темам Священного Писания. В графической серии «Врата добродетели» он иллюстрирует сюжеты из Библии, обращая их в форму притчи. Философский и религиозно-этический термин «добродетель» обозначает положительное нравственное свойство характера, определяемое волей и поступками человека.
Работы этой серии стилистически близки произведениям мастеров Возрождения: тончайшая, подвижная штриховка иглы, бережное отношение к глубине травления, ровные края линий и аккуратность при вводе тона.
В начале 1990-х годов мастер выполняет серию офортов на сюжеты Священного Писания: «Вавилонская башня», «Авель и Каин», «Самсон» «Илия», «Плач Иова». Здесь автор использует монолитный градиентный фон, который плавно переходит в глубокий фиолетовый и желтый, гравюра словно излучает свет.
Произведения Бориса Непомнящего пронизаны сложными культурно-эстетическими и историко-философскими ассоциациями, объединяющими прошлое и настоящее в метафоричности художественного языка.
Использованы материалы статьи А. А. Чубарь «Библейские мотивы и образы в графике Бориса Непомнящего».
Стоимость посещения
- Взрослые – 0 ₽
- Льготные – 0 ₽, 0 ₽
- Иностранцы – 0 ₽, 0 ₽, 0 ₽